Опубликовано 30.06.2025 22:25 Виртуальная реальность (VR) становится эффективным инструментом для восстановления спортсменов после травм. Исследователи Московского государственного университета доказали, что VR-технологии помогают быстрее восстанавливать когнитивные функции после черепно-мозговых повреждений.
VR активно применяется не только в развлечениях, но и в спорте, образовании, архитектуре и адаптации людей с ограниченными возможностями. В спортивной сфере виртуальная реальность используется для обучения, тактической подготовки и реабилитации после травм. Спортсмены могут тренироваться в виртуальной среде, имитирующей реальные условия, что способствует развитию когнитивных функций и спортивных навыков.
Совместно с Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований специалисты МГУ провели серию экспериментов. Результаты показали, что VR эффективна как для диагностики уровня мастерства, так и для тренировки когнитивных компонентов, улучшающих performance атлетов. Особенно перспективно использование VR в детско-юношеском спорте благодаря наглядной визуализации и элементам геймификации.
«Мы создали VR-платформы для хоккея, вольной борьбы и биатлона. Они позволяют отрабатывать когнитивные аспекты спортивных навыков, что критически важно при травмах, когда полноценные тренировки невозможны», — пояснил Сергей Леонов, доцент факультета психологии МГУ.
Отдельное исследование провели с биатлонистами разного уровня подготовки. «Элитные спортсмены демонстрируют более стабильный зрительно-моторный контроль: меньше смещений взгляда, дольше фиксация на мишени, реже моргают», — отметила Ирина Поликанова из ФНЦ ПМИ.
Эксперты рекомендуют биатлонистам включать в тренировки упражнения на стабилизацию взгляда, контроль фиксации и сокращение лишних движений. Эти данные были представлены на Международном форуме «Ребенок в цифровом мире» в июне 2025 года.