Опубликовано 10.06.2025 16:05
В мае 2025 года морские поставки бензина из России снизились до 133 тысяч тонн, что на 47% меньше, чем в прошлом году, и на 63% ниже апрельских показателей. Основной причиной стало укрепление рубля, который впервые с 2023 года опустился ниже 80 рублей за доллар, сделав экспорт менее выгодным.
По данным Центра ценовых индексов, производство топлива также уменьшилось из-за сезонного роста внутреннего спроса и плановых ремонтов на крупных нефтеперерабатывающих заводах. Остановки на Комсомольском НПЗ, «Уфанефтехиме» и Волгоградском НПЗ привели к снижению выпуска на 72 тысячи тонн по сравнению с предыдущим месяцем.
География экспорта изменилась: поставки в Африку, остающуюся ключевым направлением, выросли на 90% в годовом выражении до 90 тысяч тонн. Экспорт в Бразилию увеличился вдвое по сравнению с апрелем, достигнув 41 тысячи тонн. При этом поставки в азиатские страны полностью прекратились из-за неблагоприятной ценовой ситуации.
Демпферные выплаты нефтяным компаниям в мае составили рекордно низкие 42,5 миллиарда рублей — минимальный показатель с октября 2023 года. С начала года объём компенсаций сократился в 3,7 раза. Минфин прогнозирует, что за 2025 год выплаты по демпферу уменьшатся на 1,4 триллиона рублей по сравнению с предыдущими оценками.
Внутренний рынок остаётся обеспеченным: запасы бензина составляют 1,8 миллиона тонн, что на 2% выше уровня начала года. Эксперты ожидают восстановления экспорта после завершения ремонтов на НПЗ. Однако дальнейшая динамика будет зависеть от курса рубля, который, по некоторым прогнозам, может достичь 100 рублей за доллар во второй половине года, а также от возможных новых санкций против нефтяного сектора России.