Опубликовано 17.06.2025 13:10
В последние годы проектная деятельность стала одним из ключевых трендов в школьном образовании. Однако ее преимущества распространяются и на дошкольный возраст, который является критически важным этапом в развитии ребенка. Исследование, проведенное психологами МГУ при поддержке Российского научного фонда, подтвердило, что дети в возрасте четырех–пяти лет успешно справляются с проектными заданиями, что положительно влияет на их речь и эмоциональное состояние.
Эксперимент выделил два основных вида проектной деятельности для дошкольников: творческий и исследовательский. Творческий проект предполагает создание нового продукта, отражающего замысел детей, например, спектакля или поделки. Исследовательский проект направлен на поиск ответов на вопросы об окружающем мире и их отражение в таких продуктах, как энциклопедия или макет.
Процесс включает несколько этапов: постановку проблемы, поиск решений, выбор цели, планирование, реализацию и презентацию. «Творческая проектная деятельность значительно снижает тревожность у дошкольников», — отмечает Валерия Плотникова, аспирант факультета психологии МГУ.
Кроме того, творческие проекты стимулируют речевое развитие. «Ребенок учится строить связные и логичные рассказы, что важно для успешной коммуникации», — подчеркивает Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования МГУ.
Исследование также показало, что успех проектной деятельности зависит от поддержки взрослых. Важно поощрять инициативу ребенка и помогать ему выражать свои идеи.
Результаты исследования были представлены на Международном форуме «Ребенок в цифровом мире», где участники из более чем 50 стран обсудили современные подходы к образованию детей.