Опубликовано 13.06.2025 13:35 Конференция «Города будущего. Синергия стратегического партнерства Москвы и Пекина» собрала более 50 экспертов, представителей государственного сектора и бизнеса. Мероприятие прошло 13 июня в столице Китая и охватило более 10 ключевых направлений, включая экономику и культуру.
Заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина отметила, что участники обсудили выход российских технологических компаний на китайский рынок, развитие интеллектуальных транспортных систем и цифровых сервисов. Также Москва представила свой туристический потенциал.
«Главный итог форума — семь соглашений между предпринимателями и городскими структурами Москвы и Пекина. Документы направлены на укрепление сотрудничества в торговле, гостиничном бизнесе и музейной сфере», — сказала Сергунина.
Одно из соглашений подписали Московский экспортный центр (МЭЦ) и Международная торговая палата Ябаолу. Оно предусматривает совместные проекты, включая обучающие программы, конференции и выставки.
Другое соглашение МЭЦ с китайской логистической компанией упростит экспорт технологической продукции из Москвы и повысит её узнаваемость в Китае.
Китай остается перспективным рынком для московских предпринимателей. В первом квартале 2025 года объем несырьевого экспорта Москвы в КНР вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Наибольший рост показали товары широкого потребления (в 13 раз), легкая промышленность (в 4,5 раза) и продукты питания (в 2 раза).
Туризм — еще одно важное направление сотрудничества. На конференции подписали три международных соглашения между представителями туриндустрии двух стран.
В 2024 году Китай обеспечил треть турпотока в Москву из дальнего зарубежья. Китайские туристы составили более 42% от общих расходов гостей из дальнего зарубежья в столице России.
КНР входит в тройку лидеров по объему несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) из Москвы. В 2024 году на Китай пришлось 8,5% всего ННЭ столицы. Ключевые отрасли — оборудование, транспорт, товары широкого потребления, пищевая и химическая промышленность.
Объем высокотехнологичного экспорта Москвы в Китай за год вырос на 36%, достигнув 72% от общего ННЭ в эту страну.
«Москва поддерживает предпринимателей в выходе на китайский рынок: организует участие в выставках, предоставляет гранты и проводит обучающие программы. В 2024 году объем поддержанного экспорта в КНР превысил 7 млрд рублей», — подчеркнула Сергунина.
Продукция московских производителей представлена на крупнейших китайских маркетплейсах, включая Tmall.com и JD.com. До конца 2025 года она появится и на платформе Douyin.
В этом году московские предприниматели примут участие в 12 бизнес-мероприятиях в Китае, включая China Joy и China International Industry Fair.
В марте 2025 года Московский инновационный кластер подписал меморандум с Пекинским международным центром научно-технического сотрудничества. Документ направлен на укрепление научно-технологического партнерства.
Сотрудничество Москвы и Китая охватывает и креативные индустрии — от анимации до видеоигр. В августе 2024 года китайская делегация посетила Московскую международную неделю кино, а в декабре — неделю креативных индустрий. По итогам подписаны соглашения о сотрудничестве.
В конце мая российские разработчики игр и кинематографисты участвовали в конференциях в Китае. Китайские эксперты модной индустрии регулярно выступают на московском форуме BRICS+ Fashion Summit.
Конференция «Города будущего» прошла в рамках фестиваля «Московские сезоны в Пекине».