Опубликовано 30.05.2025 12:50
Современные исследования подтверждают, что уровень стресса у детей дошкольного возраста растет. Это связано как с личными переживаниями, так и с социальными, экономическими и политическими факторами. Данные исследования опубликованы в журнале Children, о чем сообщили в пресс-службе МГУ.
«Стрессовые ситуации воздействуют на развитие мозга ребенка, его когнитивные и эмоциональные способности, снижая психологическое благополучие. Необходимо выявлять механизмы, которые помогут минимизировать эти последствия», — поясняет Наталья Руднова, младший научный сотрудник факультета психологии МГУ.
Одним из таких механизмов может стать социальная буферизация — снижение стресса за счет поддержки близких. Для детей ключевой фигурой часто выступает мать. Это подчеркивает важность эмоционального состояния родителя и качества взаимоотношений с ребенком.
«Мы провели опрос среди мам дошкольников, оценив их уровень стресса и методы воспитания. Результаты показали, что у матерей с высоким стрессом чаще наблюдаются жесткие методы наказания, непоследовательность в поведении, а их дети также испытывают повышенный стресс», — отмечает Дмитрий Корниенко, доцент РАНХиГС.
В стрессовых условиях родители сосредотачиваются на собственной адаптации, что может привести к снижению эмоциональной доступности для ребенка. Это делает их поведение менее предсказуемым и более директивным, что усугубляет стресс у детей.
«Уровень стресса у матерей и их детей часто совпадает. Мы предполагаем, что близкие и позитивные отношения могут нивелировать этот эффект. Если мама успешно справляется со стрессом, это может положительно сказаться и на ребенке», — добавляет Наталья Руднова.
Аналогичные выводы сделали бразильские ученые из Университета Сан-Паулу. «Стресс снижает эмоциональную отзывчивость матерей, что ухудшает качество взаимодействия с детьми. Это подтверждает важность психологического благополучия родителей», — подчеркивает профессор Вероника Апаресида Перейра.
Исследователи отмечают, что успешный опыт преодоления стресса у родителей помогает формировать позитивные методы воспитания и учит детей справляться с эмоциональным напряжением, закладывая основу для их психологического здоровья.