Опубликовано 26.05.2025 21:20
С раннего возраста дети способны точно определять эмоции других людей по выражению их лиц. Однако эмоции не всегда очевидны и могут зависеть от ситуации, прошлых событий или будущих ожиданий. Правильное понимание чувств требует умения анализировать контекст. В совместном исследовании ученых из США, Норвегии и России изучалось, как дети делают выводы об эмоциях и корректируют их при получении новой информации. Об этом сообщили в пресс-службе МГУ.
Результаты исследования опубликованы в International Journal of Behavioral Development.
В эксперименте участвовали 333 ребенка в возрасте от 4 до 8 лет из московских детских садов. Им показывали фотографии ребенка, сидящего сначала с другом, а затем одного. Выражение лица на фото не было видно. Детям предлагали описать эмоции персонажа, оценить уверенность в своих выводах и объяснить их. Затем исследователи добавляли контекст: например, что друг скоро уйдет или вернется.
Оказалось, что дети ассоциировали более позитивные эмоции с ситуацией, когда персонаж был с другом. Однако при изменении контекста (например, если игра была прощанием) их оценки становились негативными. И наоборот, ожидание возвращения друга меняло восприятие одиночества на более положительное. Эта тенденция наблюдалась у всех детей, начиная с 4 лет.
«Интересно, что дополнительный контекст повышал уверенность детей в своих оценках, — отметил Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования МГУ. — Это подтверждает, что дети активно анализируют эмоции, а не просто воспринимают их пассивно».
Старшие дети чаще ссылались на контекст при объяснении своих выводов, что говорит о развитии их способности к рассуждению. Результаты показывают, что дошкольники динамично оценивают эмоции, учитывая временной контекст, что помогает им лучше понимать чувства окружающих.